История становления местного самоуправления

Указом Президента Российской  Федерации от 10 июля 2012 года  в нашей стране 21 апреля  отмечается день местного самоуправления.

Праздник установлен в этот день в связи с принятием в 1785 году Жалованной грамоты городам Екатериной II. Эта грамота была одним из первых документов, законодательно закрепляющих основы местного самоуправления в России. Грамота на права и выгоды городам Российской империи состояла из Манифеста, 16 разделов и 178 статей. Она закрепляла за населением единый сословный статус вне зависимости от профессиональных занятий.

Дальнейшее развитие местного самоуправление в дореволюционной России положила земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы – губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами местного самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами местного самоуправления действовали государственные органы,  контрольная деятельность которых в отношении к органам местного самоуправления усилилась при Александре III.

С 1917 года выборы в органы местного самоуправления стали более демократичными, городские и земские собрания были упразднены и в соответствии с Российскими Конституциями 1937 и 1978 годов органами местного самоуправления стали советы народных депутатов, которые одновременно и являлись органами государственной власти.

Идея создать настоящее местное самоуправление в современной России возникла в 1990-х годах с попыткой в 1991 году разграничить полномочия между исполнительными органами и представительными органами местного самоуправления. В 1993 году Президент РФ провел реформу местного самоуправления, которая прекратила деятельность местных советов, распорядительные функции которых были переданы местной администрации, а выборы новых представительным органов местного самоуправления были отложены на 1994 год.

В Кировском районе был прекращена деятельность городского Совета народных депутатов в 1993 году, все полномочия перешли к администрации Кировского района. В 1995 году была попытка сформировать органы городского самоуправления: была избрана городская дума, однако  мэра города так и не выбрали. Однако, данная реформа окончательно разграничила власть: представительные и исполнительные органы власти областей, краев и их территориальные органы получили статус государственных органов, а органы местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций. К 1996 году в соответствии с реформой наш район получил статус муниципального образования, т.е. Кировский район стал называться муниципальным образованием «Город Киров и Кировский район», были проведены первые выборы в городскую Думу (представительный орган местного самоуправления). Городская Дума была избрана в количестве 7 человек (избранные по 7 округам). В нее вошли депутаты: Осин Е.А., Грачев Н.А.,   Шнотин А.А., Морозюк А.В., Кособочкин К.В., Кудрявцев А.И. и глава администрации муниципального образования, который одновременно являлся председателем городской Думы – Борткевич Владимир Борисович. Эта одноуровневая система местного самоуправления просуществовала до января 2006 года.  К этому периоду в законодательстве появилось понятие, определяющее суть местного самоуправления:  « Местное  самоуправление  - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,  законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».До начала 2000 года было в основном подкреплено в  правовом аспекте право населения на местное самоуправление. Конституция 1993 года, Европейская Хартия местного самоуправления ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, федеральные законы о финансовых основах местного самоуправления, муниципальные правовые акты позволили местному самоуправлению в Российской Федерации укрепиться как власти на местах, как власти для народа и во имя народа. В 2000 году в Кировском районе прошли очередные муниципальные выборы по аналогии выборов 1996 года. Главой местного самоуправления (председателем районной Думы и главой администрации) был избран Афонин Виктор Васильевич.

Прекрасно понимая, что местное самоуправление будет реальным фактором осуществления власти, если  эта власть будет приближена к населению, учитывать интересы и волю населения, сделав анализ предыдущих этапов развития местного самоуправления, российскую и зарубежную историю о местном самоуправлении,  законодателями был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, который положил начало новой муниципальной реформе.
С этой реформы начался новый этап муниципальных преобразований (который пока не закончился), определивший правовые, компетенционные, территориальные, организационные, экономические основы местного самоуправления и формы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации. С 2006 года в России на смену одноуровневой системе местного самоуправления пришла двухуровневая. Местное самоуправление сегодня действует на уровне муниципального района, городского округа (первый уровень муниципалитетов) и на втором уровне, более приближенном к народу - это самоуправление на уровне сельских и городских поселений и внутригородских территорий городов федерального подчинения. В Кировском районе сегодня действует муниципальный район с органами местного самоуправления – Районной Думой, Кировской районной администрацией, которую возглавляет избираемый Районной Думой по конкурсу Глава администрации.

Второй уровень местного самоуправления представлен 12 сельскими и одним городским поселением с выбранными представительными органами и администрациями поселений. Все действующие органы местного самоуправления в Кировском районе действуют на основе собственной компетенции в вопросах развития своих территорий, имеют свою экономическую и финансовую основу для решения вопросов местного значения и т.д. Достаточно сказать, что в Уставе муниципального района «Город Киров и Кировский район» прописаны 33 вопроса местного значения, которые необходимо решать власти, полномочия, переданные поселениями, а также государственные полномочия, которыми наделяет район органы государственной власти Калужской области. Множеством полномочий обладают  и наши поселения. Для их решения нужны материальные, финансовые, правовые ресурсы, то есть необходим собственный бюджет, своя муниципальная собственность, а также соответствующая нормативно - правовая база.

Сегодня население муниципальных образований может участвовать в непосредственном осуществлении своего самоуправления через местные референдумы, выборы, голосование по отзыву депутата или выборного должностного лица, через голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования, сходы граждан и многие другие формы. Существуют различные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: собрания и конференции граждан, территориальное общественное самоуправление, наказы избирателей, публичные слушания, правотворческая инициатива граждан и др. Выборный представительный орган района или поселения, Глава района или поселения, администрация района или поселения, контрольный орган района или иные органы местного самоуправления создаются в муниципалитетах, через которые может гражданин реализовать свои права, решить те или иные  вопросы.

Наиболее важный фактор жизнедеятельности любого  муниципалитета - это собственный бюджет. Он формируется за счет следующих средств: доходы от местных доходов и сборов; доходы от региональных, федеральных налогов и сборов; доходы от имущества, находящегося в муниципальной  собственности; средства самообложения граждан; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; часть прибыли муниципальных предприятии; штрафы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления; субвенции на решение вопросов местного значения, добровольные пожертвования и др. Консолидированный бюджет муниципалитетов Кировского района по итогам 2012 года составил около 961млн.рублей, расходы - 994 млн.рублей. При этом  фактическая финансовая потребность для нормального функционирования муниципального района и 13 поселений намного выше. На сегодняшний день четко видно, что местное самоуправление достаточно сложный механизм устройства местного сообщества, важно, чтобы этот механизм успешно работал на благо населения нашего района. Сегодня,  однозначно, можно говорить, что реформа местного самоуправления далеко не закончена. Для того, чтобы придать новый импульс местному самоуправлению следует решить несколько основных задач:

а. решить вопрос финансовой обеспеченности муниципалитетов через регулирование налогов и сборов на региональном и федеральном уровнях,

б. увеличить средства собственных доходов муниципалитетов от привлечения инвестиции в  экономику муниципалитетов,                                                    

в. оптимизация расходов муниципалитетов.

В этот день хотелось бы поздравить кировчан, депутатов  сельских, городских и районной Думы, муниципальных служащих с днем местного самоуправления, поблагодарить население за активное участие и большой вклад в благоустройство и развитие наших населенных пунктов, а также  выразить надежду, что совместными усилиями мы сможем улучшить жизнь и благосостояние нашего населения.


Назад